Воскресный вечер. Комната в московской квартире. На диване и в креслах расположилась семья из 4-х человек: папа (П), мама (М), дочь-старшеклассница(Д) и сынок(С) - ученик начальной школы.
У каждого в руках смартфон, а в ушах наушники. Все увлечённо погружены в свои социальные сети. Проходит, примерно минута, и вдруг мама, как ошпаренная, срывает наушники и взволнованно спрашивает.
М: Сынок, ведь завтра в школу. Ты все уроки сделал?
Однако чАдо ничего не слышит, и продолжает щёлкать пальцами по клавиатуре своего телефона, поглощённое, вероятно, в какую-нибудь игру-стрелялку.
М (исступлённо кричит). Сынок!
От этого крика, пробивающегося даже через наушники, папа, дочь и сын вскакивают и срывают наушники.
П(обращаясь к жене). Что случилось, милая?
Д. Мама, ну нельзя же так кричать? Я чуть не родила от испуга.
М. Что? Я тебе рожу!
Д. Мам, да это шутка такая. У нас все в классе так…
П(обращаясь к дочке). Доченька, ты так не шути, а то у меня инфаркт будет.
С(обращаясь ко всем) А чё случилось-то, я не въеду?
М. Я тебе сейчас «въеду». И откуда только такой жаргон?
Д. Мам, ну ты чё? Это же школа. Там ещё круУче говорЯт. Даже прЕподы.
М. (обращаясь к сыну).Так, ладно. Ты все уроки сделал?
С. Литературное чтение осталось.
М. И чего тогда сидишь? Садись за уроки.
С. Да я начинал…
М. Ну и?
С. Да у меня не получается.
П.А что задали? В конце концов, у тебя есть сестра. Причём – старшая…
Д. Пусть сам учится. У меня своя домАшка есть.
П. Нехорошо так, дочка. Помочь брату - твоя обязанность. А что такое домАшка?
Д. Папа, - это домашнее задание.
П. В моё время так уроки не назывались.
Д. В твоё время был ещё дисковый телефон. А сейчас у нас мобИлы…
М (мать прерывает дискуссию командирским голосом). Так, тихо. Мы сейчас все тебя поможем. Неси учебник.
Сын уходит за книгой.
Д. Ну вот, блин, из-за этого балбеса мне вечер портят.
М. Дочь, чтобы я больше не слышала этого «блин», поскольку оно заменяет другое нехорошее слово. Мы же с папой говорим нормально.
Д. Какое, интересно, слово?
П. Ну, скажем так, женщину очень лёгкого поведения.
Д. Путану?
М. Милая, я тебе наедине объясню, хорошо.
Д. Да знаю я всё. Мне шестнадцать лет. У меня уже два года паспорт. И нас ужЕ в женской консультации проверяли на предмет девственности.
П. Дочка, ты меня в краску вводишь…
М. А почему ты мне ничего не сказала? И как закончилось?
Д. Могу сказать. Я – дЕвственна, как Христова невеста. Всё? Исчё есть вопросы?
М. А остальные девочки?
Д. Не интересовалась…
Сын возвращается с учебником в руках.
М. Так, оставляем эту тему. ВсЕ садимся и коллективно выполняем домашнюю работу. Говори, что надо делать.
С. Задали дать анализ стихотворению Пушкина сказка о царе Султане.
П. Салтане, наверно, сынок. Открывай учебник.
Сын листает книгу и находит нужную страницу.
С. Да, Салтане. Салтан, Султан, кому это интересно. Я считаю..
М(прерывает ребёнка). Твоё мнение выслушаем позже. Задание прочитай.
С(читает). Сделать подробный анализ произведения. Охарактеризовать каждого героя. Определить смысл произведения. Знать фабулу произведения. Выявить и разобрать значение вышедших из употребления слов, терминов и определений.
О. Да, серьёзно. В наше время нас особо не заморачивали. Просто читали по ролям и…
М(прерывает отца). Дорогой, не будем терять время. «Нас всех учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» Это кто написал?
О. Ты меня за дебила держишь? Пушкин.
М. Произведение?
Папа задумывается.
М(иронично). «Ваше время истекло, ваше время истекло», как в фильме «Золушка». Это, конечно «Евгений»… Кто знает?
С. Евгений Евтушенко.
М. Причём здесь он?
С. Но он же поэт.
М. А откуда ты знаешь про Евтушенко?
С. А мы песню его учили: «Хотят ли русские войны».
П. Вывод какой?
С. Хотят!
О. Да ты что, сын. Откуда ты взял?
С. Да нам в школе всё время говорят о прошедшей войне. О Сирии. О нашем оружии. Наверно, хотят воевавать.
П. Да нет же, сынок. Мы за мир…
М(обрывая всех). Так, отвлеклись от темы. Папе – двойка. Это - «Евгений Онегин». Будете проходить в 10 классе.
С. Тогда я и узнаю вашего ОнегЕна.
М. О-не-гин. Так, поехали. Начинай читать.
С. Да сказка большая. Нам её сегодня не осилить.
М. Давай начинай.
С. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком. – Кабы я…»
М. Стоп. Можешь объяснить первое предложение?
С. Не-а…
Д. Я могу. Девицы – значит незамужние. А раз прядут, значит, простые крестьянки, а не купчихи или дворянки. Я уж не говорю о боярских дочках.
П. Я поражён твоими знаниями.Ты приятно меня удивила.
М. И ещё, сынок, тебе для общего развития. У девиц только одна коса. Это в «Евгении Онегине»: «Мне с плачем кОсу расплели. Да с пеньем в церковь повели». Сынок, ты запоминаешь?
С. Запоминаю. ДевИцы. Одна коса. Крестьянки. А можно я дальше своими словами?
М. Ну, давай.
С. Типа, стали хвалиться, чтобы каждая бы сделала, если бы стала царицей. Одна – еду приготовила на весь мир. Крещённый.
М. Крещёный. Верующий в Христа. Продолжай.
С. Другая наткала бы ткани для всех. Третья – родила богатыря для царя. А царь там случайно оказался. Около забора. И всё слышал. И он предложил ей стать царицей.
М. Ну и как ты охаратеризуешь девиц?
С. Да первые две – «дурочки с переулочка». А третья – умная. Сразу поняла, как своё взять. Короче – хитрожОпая…