Хорошенькие дела.

Я в детстве, отрочестве и даже юности любил читать сказки известных зарубежных авторов. Естественно, что они прошли цензуру. А советская цензура в литературе берёт своё начало от «жены» Ленина — Надежды Константиновны Крупской.

Именно ей доверил Ильич образование и просвещение подрастающего поколения.

Она придумала «юных пионеров», скопировав их форму с англо-саксонских скаутов( sсоut, англ. - разведчик). Даже галстук позаимствовала. Но скауты галстук из прочной ткани использовали как верёвку, чтобы протянуть товарищу, например, попавшему в болото, и вытащить его. У совпионэров красный галстук было главным атрибутом так называемой пионерской формы. «Как наденешь галстук, береги его. Он ведь с Красным знаменем цвета одного».

Извините, отвлекся.

Великую русскую литературу Крупская «прошерстила», убрав всё, по её ханжескому понятию, вредное и ненужное. Так, безжалостно был изъят Фёдор Достоевский, которого начали переиздавать только при Хрущёве. И если вы вспомните фильм «Весна», то какую книгу берёт с собой Фаина Раневская, «...чтобы не скучать в троллейбусе»?Правильно: роман «Идиот» в дореволюционном написании с твёрдым знаком и буквой «i».

Из сказочников Крупская «оставила» Андерсена, Братьев Гримм и Перро.

Перро известен всем. «Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», и особенно «Золушка», навсегда покорили сердца детишек, начиная с «детсадовского» возраста.

И мне тоже всегда нравился француз Перро. Его имя — Шарль —ассоциировалось у меня с расшаркиванием дворянина времён отца и сына Людовиков де Бурбон. Он ведь жил в это время. В эпоху мушкетеров, гвадейцев кардинала, прекрасных дам, замков и дворцов, которые мы видели в цветных французских фильмах. Хотя всё это было лишь красивой картинкой. Грязные, вонючие, никогда немывшиеся д^Артаньян с друганАми. Миледи и Бонасье, а я уж не говорю про королеву Анну Австрийскую... Именно тогда вошли в моду ароматические уксусы, а позже изобретённый одеколон, чтобы отбить запах грязных тел.

Шарль Перро был адвокатом и сначала занимался сбором налогов в городе Париже, а затем стал советником «короля-солнце» и «главным инспектором построек.»

На досуге, хотя его было мало, крапАл со своим сыном сказки, отражающие суровую французскую действительность. А она была страшной, впрочем как и во всей Европе. Голод, эпидемии ужасных болезней, от которых не было спасения. Антисанитария: канализации никакой, нечистоты выливались прямо на улицы столицы Франции.

В медицине процветало шарлатанство, а простой народ лечили знахари и повивальные бабки.

Во французской провинции было малёк лучше. Всё-таки леса, поля, луга, чистые реки. Но всё равно смертность была высокой. Особенно среди детей, начиная с родов, и, кончая голодом и несчастными случаями. Процветало сексуальное насилие над девочками и мальчиками. Леса были полны разбойничьими шайками. Вот об этом и писАл в аллегорической форме великий Перро. Это в СССР его сказки смягчали и адаптировали для нежного детского возраста, а на самом-то деле...

Не верите? Тогда вперёд.

Начинаю с сАмой-сАмой детской сказки - «Красная шапочка». Наверняка такой сюжет есть в сказках других народов.

Девочка в алой шапчОнке пошла через лес, чтобы отнести больной бабушке кой-какие съестные продукты. По дороге она встретила злого волка, который, в конце-концов, съел их с бабушкой. Хорошо, что рядом были охотники, которые убили зверя, достав из его брюха живыми и невредимыми старушку и девочку.

Но у Шарля Перро всё не так. Сказка нравоучительная.

Нельзя маленьким девочкам ходить через лес одним.

В назидание плохим матерям: нельзя отпускать одних девочек в такой дальний путь.

Назидание всем: из желудка волка живыми не возращаются.

Заинтриговал? Продолжаю.

Цитирую сказку в переводе А.Фёдорова. Нет, не того mudo-ка из госдуры, а великолепного переводчика.

Так вот, мать сказала маленькой девочке: «Сходи проведай бабушку — я слышала, что она больна». От кого эта дура слышала, не поясняется. Может кто-то пришёл из деревни бабушки, и сказал кому-то(но почему не дочери?), что старуха плохА.

Снова цитирую: «Красная шапочка сразу же пустилась в путь...» А попробуй не послушайся, схлопочешь пощёчин сразу с двух рук, а то и похлеще.

Но какова мать. Маленькую девочку одну в лес.

Про братьев и сестёр девочки ничего не сказано. И про отца тоже. Может в тягость мамаше была девочка, поэтому и отправила её на верную погибель.

«Когда она шла лесом, ей повстречался волк, » - пишет Перро. - «...бедное дитя, не зная, как опасно останавливаться в пути и слушать волка...»

Слава богу, современные мамаши сейчас запрещают своим деткам, особенно девочкам разговаривать с чужими дядьками. Но, что взять с той мамаши — средневековье...

Дальше вы знаете. Волк, изменив голос, проник к бабушке, съел её и лёг в тёплую постель. А вот, когда пришла девочка...

«Лепёшку и горошочек с маслом поставь на сундук, - сказал волк, - а сама иди ляг со мной».

Вот оно что - волк оказался педофилом.

Девочке тут бы и насторожиться, но...

«Красная Шапочка разделась и легла в постель, но тут её немало удивило, каков у бабушки вид, когда она раздета.» -пишет Перро.

Далее начинаются вопросы про руки, ноги, уши, глаза и зубы. Вероятно, что девочка давно не видела бабушку, поэтому и удивилась её новому облику.

После вопроса про зубы, волк её съел. И никакие охотники или дровосеки не спасли бабушку с внучкой. Сказка на этом кончается. Срашная и печальная сказка.

В заключение я приведу мнение Мелани Кляйн, влиятельного британского психоаналитика, стоявшего у истоков детского психоанализа.

Она считала, что образ волка в «Красной шапочке» символизирует сексуальный акт и потерю невинности.

Мне добавить нечего.

Про скрытый смысл других сказок Перро в следующий раз.



(Продолжение следует)






НЕМОГУМОЛЧАТЬ