После революции 1917 года в нашей стране предмета "история" не было. Ни в школе, ни в институте. Его заменило "обществоведение".

Всё, что было связано с царизмом, осуждалось и отвергалось. Все войны считались захватническими. Все госдеятели и полководцы - сатрапами.  А уж "царская фамилия" - исчадие ада. Все, кто против неё выступал и воевал, - герои. Разин, Пугачёв, декабристы, Герцен, народовольцы, и прочие борцы за свободу. Сносились памятники царям и полководцам. 

Особенно в Москве, куда сбежала трусливая верхушка большевиков во главе с Лениным, опасаясь захвата Петрограда германскими войсками. В Москве снесли памятник Александру II, который отменил крепостное право. И герою русско-турецкой войны 1877 года генералу Скобелеву. Понаставили везде гигнтские аляповатые бюсты героев французской революции - Марату, Робеспьеру и другим деятелям. Сделанные из гипса, они быстро разрушались. В 1924 году Ильич умер. Поэтому памятники никто не восстанавливал.

А через десять лет случился удивительное. В январе-феврале 1934 года на XVII съезде ВКП(б), названным съездом победителей, генсеком опять был избран Сталин. На мандате делегата съезда вверху слева был помещён портрет Ленина, справа - Сталина. Мандат был красного цвета. Цвета крови. И через три года почти всех делегатов съезда объявили врагами народа, а 70% расстреляли. Товарищ Сталин стал единоличным руководителем государства. Он решил восстанавливать российскую империю. И для начала повелел вернуть предмет "ИСТОРИЯ".

В апреле 1934 года постановлением Совнаркома СССР открываются исторические факультеты в Московском и Лениградском университетах. А с 1 сентября начались занятия студентов-историков.

А 16 мая того же года выходит постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР "О преподавании гражданской истории в школах СССР". Была создана специальная комиссия по созданию учебников для средней и высшей школы. Во главе её стоял любимец вождя Жданов. Но только через несколько лет учебники были приняты и рекомендованы. Школьный учебник  Панкратовой поступил в школы в 1937 году, переиздавался 25 раз, и только в 1956 году был отставлен. Учебник Шестакова для ВУЗов попал к студентам в 1939 году(переиздан 22 раза), заменён также в 1956 г. Видимо Никита Сергеевич Хрущов постарался.

Концепция учебников такова. Идея приемственности власти. Великие люди прошлого - Александр Невский, Иван Грозный, Пётр I - с древних времён строят мощное государство и борятся с иноземными захватчиками. Наше государство в кольце врагов. Рассчитывать можем только на себя. Сплотимся вокруг вождя и его партии. Готовимся к войне. К мировой.

В своей речи на съезде Сталин сказал, что на Западе кризис, и сделал вывод: "Как видите, дело идёт к новой империалистической  войне как к выходу из нынешнего положения". И он уже предполагал, что развязать её может канцлер Германии Адольф Гитлер. Потом в 1939 году после заключения договора о мире и дружбе, он пестовал фюрера. Ждал. Но...

И в 1941 году Сталин вспомнил и Александра Невского, и Дмитрия Донского, и Александра Суворова, и Михаила Кутузова. Появились ордена с изображением ранее ненавистных царских полководцев. Сняты фильмы. Сформированы гвардейские части. Гвардейские чёрно-оранжевые цвета - копия знаков святого Георгия Победоносца. Даже эполеты с бахромой для генералов хотел сделать, да отговорили. Много золота пойдёт.

Официально было установлено, кто хорошие цари. Иван Грозный и Пётр Первый. Про Грозного и Петра написаны тучи романов. Самый известный - Алексея Толстого.

И, наконец, в год 800-летия Москвы установлен памятник Юрию Долгорукому.

Как мы видим, сейчас в изучении истории практически ничего не изменилось. Добавлена только религия. Робкие попытки отдельных историков рассказать правду, замалчивались, или объявлялись враждебными.

Поэтому так интересна альтернативная история.

(Продолжение следует)


НЕМОГУМОЛЧАТЬ