Прозвенел звонок, оповестивший, что закончился 4-й урок.

Владимир, ждавший в коридоре, вошёл в класс.

-Здравствуйте, ребята, - поздоровался он.

Класс дружно ответил. Учитель Пётр Павлович стоял у окна и ждал.

-Ребята, сейчас вы пойдёте на переменку, - продолжил режиссёр, - а затем все поднимаемся на пятый этаж. Те, кто хочет домой, пусть уходят.

Три мальчика, которые пришли не в пионерской парадной форме, взяв свои потрфели, ушли. Остальные вошли в коридор на «переменку».

Пётр Павлович сказал, что отнесёт классный журнал в учительскую, и пригласит директора.

Пять «актёров», подхватив реквизит спектакля, изготовленный из картона и ватмана, футбольный мяч, пошли за Владимиром, который нёс фильмоскоп, настольную лампу и удлинитель. В большом бумажном пакете у него были четыре маски вождей: «молодых и старых» Ленина и Сталина. Он не хотел до начала представления рассказывать учителю об искусстве «Дель Арто». Алик Бычков побежал к завхозу школы, чтобы взять табуретку, на которой будет стоять «световая аппаратура».

Пока шли, пока готовились, пока ждали директора, пока расставляли стулья перед сценой и рассаживались, прозвенел звонок с 5-го урока, и старшеклассники высыпали в коридор. Увидев, что сейчас будет какое-то представление, многие подошли поближе и стали смотреть.

Учитель хотел сказать, чтобы уходили, но директор его остановил.

-Пусть старшие учатся у младших, - назидательно произнёс он. - А то юноши и девушки совсем не хотят участвовать в художественной самодеятельности.

-Согласен с вами, Иван Ильич, - подобострастно поддержал начальство учитель.

Затем обратился к Владимиру:

-Когда начнём?

-Сейчас, - ответил режиссёр. - Только зашторим окна.

Поскольку коридор был ещё и «кинозалом», на окнах были светонепроницаемые шторы, которые помогли задёрнуть старшеклассники. Погас свет.

И создалась атмосфера театра. Полутьма.

Только на табуретке стояла включённая настольная лампа, подчёркивающая торжественность момента. Всё было готово. Владимир дал отмашку.

И здесь я делаю первое отступление.

«Я полностью привожу текст стихотворения поэта Сергея Михалкова, автора текстов всех редакций советского гимна, «Дяди Стёпы» и многих других прекрасных стихотворений для детей.

Михалков был продуктом своей эпохи, поэтому восхвалял вождей, и с этим ничего не поделаешь. Но стихи его замечательны.

Может кто в детстве и читал этот коньюнктурный стишок «В музее Ленина», но думаю, что большинство о нём и не слышали. Поэтому будет вдвойне интересно.

Следите за фабулой, представляйте, что это вы на сцене. «Говорите» за актёров разными голосами и соответствующей интонацией. Только тогда будет занятно, а может даже и смешно.»

Спектакль начался.

На авансцену вышла Светлана Муравская — председатель Совета отряда, которая будет возглавлять проход пионеров, «пришедших в Музей Ленина» на пионерский сбор. На неё направляет луч фильмоскопа Владимир, который находится перед сценой. Оттуда же он даёт указания актёрам. Это ведь прогон, а не представление.

Света, высокая, плотно сбитая девочка из еврейской семьи, но по выпуклостям фигуры больше похожая на девушку-старшеклассницу, громко объявляет:

-Сергей Михалков. «В музее Ленина». Театрализованное представление 4-го «Б» класса.

И добавляет, хотя это не было предусмотрено:

-Классный руководитель — Пётр Павлович Барышев.

«Молодец, дЕвица, - подумал Владимир.-УжЕ знает, когда надо лизнуть начальство.»

На левом краю сцены появляются «брат» и «сестра»: длинная Макеева и маленький Корытько. Луч фильмоскопа направлен на них.

Брат(держит под мышкой футбольный мяч и говорит с сожалением). В субботний день...(морщится). С сестрой моей...(указывает кивком головы). Мы вышли со двора...

Сестра(выхватывает у него мяч и бросает вглубь сцены. Потом говорит с придыханием). Я поведу тебя в музей!

Брат. Сказала мне сестра.

Сестра берёт брата за руку. Они медленно идут на другой конец сцены.Луч света их сопровождает.

Сестра. «Щас» через площадь мы идём. И входим наконец в большой красивый красный дом...

Брат(с удивлением). Похожий на дворец.

Они останавливаются и смотрят вглубину сцены, изображая, что это зал музея.

Сестра(с восхищением). Из зала в зал переходя, здесь движется народ. Вся жизнь великого вождя перед тобой встаёт.

Брату это надоедает, он начинает смотреть в зрительный зал, но сестра его одёргивает и он опять поворачивает голову.

Сестра(с восхищением). Ты видишь дом, где Ленин рос.

Миша Шлыков разворачивает перед ними лист ватмана с рисунком дома.

Сестра. И тот похвальный лист, что из гимназии принёс Ульянов-гимназист.

Перед ними - лист ватмана с надписью похвальный лист и царским орлом, таким, как сейчас герб РФ.

Сестра. Здесь книжки выстроились в ряд....(удивлённо замолкает).

Потому что появляется Алик Бычков в роли вождя, держа перед лицом маску молодого Володи Ульянова.

Второе отстуаление.

«Конечно Владимиру хотелось, чтобы Ленин картавил, а Сталин говорил с грузинским акцентом, но это был бы перебор. В 37-м году за такое полагался расстрел...

Однако, читатель, ты можешь говорить как наши пародисты. Будет смешно. Геннадий Фазанов так бы и поступил.»

Ульянов. Я в детстве их читал. Над ними много лет назад я думал и мечтал. (Продолжает с пафосом.) Я с детских лет мечтал о том, чтоб на родной земле жил человек своим трудом и не был в кабале.(Уходит в темноту)

По залу среди старшеклассников идёт шушуканье. Видно, что директор и учитель напряглись. Назревает скандал.

Но Владимир громко сообщает:

-На детской ёлке в Сокольниках, куда Ленин с Крупской ездили к детдомовцам, Владимир Ильич одевал маску зайчика, как вспоминает Бонч-Бруевич. А Сталин разрешал Мейерхольду использовать маски, изображая членов тогдашнего политбюро.

Режиссёр врёт без зазрения совести, но с такой правдивостью, что ему верят.

-Хорошо, - соглашается директор. - Но давайте так. ОбозначИли маской, что это Володя Ульянов, больше маска не нужна. Все поняли, кто это.

-Принято, - говорит Владимир. -Продолжать! - кричит он.

На репетициях Владимир объяснял ребятам, что всякое может произойти. Но не надо смущаться, и по его команде играть дальше.

Сестра(с умилением). За днями дни, за годом год проходят чередой. Ульянов учится, растёт. На сходку тайную идёт Ульянов молодой.

Появляется «Володя Ульянов», который подсвечивая фонариком, изображает, как он тайно пробирается на сходку.

Сестра(с восхищением). Семнадцать минуло ему...

Брат(с удивлением). Семнадцать лет всего?

Сестра( твёрдо). Но он — борец! И потому боится царь его. (С тревогой.) Летит в полицию приказ: «Ульянова схватить!»

Появляется Ульянов.

Ульянов(с горечью). И вот я выслан в первый раз, в деревне должен жить. (Про должает решительно.) Проходит время. И опять я там, где жизнь кипит: к рабочем еду выступать, на сходках говорить.

Подходит к краю сцены и обращается к залу.

Ульянов(жалостливо). Иду ли я к своим родным. Иду ли на завод — везде полиция за мной, следит, не отстаёт.(Почти слезливо.) Опять донос, опять тюрьма... И высылка в Сибирь.... Долга на севере зима. Тайга и вдаль и вширь.

Внезапно раздаются аплодисменты старшекласников. Все головы поворачиваются туда.

-ЗдОрово играют! Как настоящие артисты, - кричит кто-то из толпы.



(Продолжение следует)

НЕМОГУМОЛЧАТЬ