Но ничего не заладилось. Ведь ученики 4-го класса не профессиональные актёры, закончившие театральные институты.

Мальчики и девочки забывали слова. Смущались. Почти у всех был «зажим» при декламации. Ребяткам быстро надоели репетиции, и большинство «актёров» после уроков улепётывали домой.

Да и техническая сторона представления не получалась. Так что от экрана, на который должны были проецироваться диафильмы и теневые изображения действующих лиц, пришлось отказаться.

Владимир был в отчаянии и не знал, что делать. Это грозило потерей лица будущего режиссёра

Но тут на помощь пришёл Юрий. Как киновед, он тоже изучал основы режиссуры. И вот, когда они сидели в своём закутке и разговаривали, Юрий предложил:

-Сделай всё проще. У тебя есть костяк «актёров», которым нравится играть?

-Да, - ответил подавленный Владимир, - человек пять.

-Вот и славно. Оставь исполнителями только их. Я сейчас поясню.

И он подробно, с прорисовкой мизансцен, изложил принципиально новую концепцию.

-Это гениально. Даже — конгениально, - ожил Владимир. - Завтра же попробуем. Какой режиссёр пропадает в тебе.

Они помолчали.

-Но есть одно «но», -продолжил Владимир.- Меня обвинят в надсмехательстве над Лениным и революцией. И опять же Сталин, культ личности которого осудил Хрущёв.

-Ну ты же сам хотел сделать «балаган.» Показать власти кукиш в кармане. Отомстить за своих и моих родственников, погибших в сталинских лагерях.

-Но не так откровенно. Я просто интонациями актёров хотел довести всё до абсурда, до комедии и цирка.

Юрий выпустил струю дыма и посмотрел на собеседника.

-Как знаешь. Покажи учителю, пусть он решает. Объясни, что такова концепция. Ты же не хочешь сделать обычный стихотворный монтаж? Вообще мне твоя затея со школьниками никогда не нравилась. Но я тебя понимаю, ты хотел выступить первый раз в качестве режиссёра.

Алик слушал их разговор и не понимал, о чём речь. Однако предчувствовал что-то нехорошее.

Репетиции продолжились по-новому.

Среди исполнителей была только одна девочка — Зоя Макеева. Длинная, в круглых очках, со стрижкой, как в кинофильмах тридцатых годов, она великолепно исполняла роль старшей сестры главного героя.

СамогО главного героя играл Юрик Корытько, мальчуган невысокого роста. У главного героя, как это не парадоксально, осталось очень мало слов. А вождей революции — Ленина и Сталина — воплощали сам Алик и Коля Ершов, прирождённый комик, который смешил всех в классе.

Но поскольку Владимир обещал учителю, что будет участвовать весь класс, то роль остальных учеников свелась к тому, что они придут в пионерской форме «белый верх-чёрный низ» и красных галстуках на пионерский сбор, как было в стихотворении.

У пятого участника труппы была техническая функция. Включать и выключать фильмоскоп и настольные лампы, подсвечивать карманным фонариком. Демонстрировать кой-какую бутафорию, выполненную из картона и ватманской бумаги. С этим хорошо справлялся товарищ Алика - Миша Шлыков.

Всё. Никаких декораций. Только свет и мастерство актёров. Всё условно. Всё камерно. Как ставил кумир Владимира — Всеволод Мейерхольд.

Пятеро исполнителей усиленно репетировали как в школе, так и дома у Владимира по воскресеньям.

Наконец всё было готово. Режиссёр доложил об этом учителю Петру Павловичу. А тот — директору, чего Владимир никак не ожидал. Но отступать было поздно.

Директор школы, бывший полковник МГБ, решил, что в субботу на школьной «сцене» посмотрит постановку без публики.

Школьная сцена находилась в торце коридора пятого этажа. И на этом этаже были учебные классы, где в это время занимались старшеклассники. А за сценой был физкультурный зал, где шёл урок физкультуры.

И директор, и учитель почему-то не учли, что старшеклассники могут стать потенциальными зрителями.

Теперь надо коротко рассказать о содержании и воплощении.

По сюжету михалковского стихотворения, старшая сестра ведёт младшего брата в Центральный Музей Ленина. И там показывает брату личные вещи Ленина и рассказывает о его жизни и революционной деятельности, в которой участвовал и его верный ученик Сталин. Только диалоги сестры и брата.

По предложенному Юрием замыслу, в постановку вводятся новые персонажи - Ленин и Сталин, которые произносят бОльшую часть текста. В этом и заключалась изюминка, или, как говорят сейчас, - фишка постановки.

Это был вызов. Так вождей ещё не воплощали.

Но как школьник младшего класса может изобразить, например, Ленина? Не «лысый» же парик одевать и бородку приклеивать.

А Сталина? Усы. Трубку в скрюченную руку?

Решили как в итальянской комедии «Дель Арте», с помощью масок.

Но где взять маски вождей? В магазинах продавались маски из «папье-маше» только зверюшек и клоунов.

Подумали, что на киноафишах можно найти лица вождей, вырезать и наклеить на картон. Прикрепить к палочке, как флаг к древку. Исполнители закрывают этой маской свои лица и произносят слова от имени вождей.

С афишами помог Юрий. В закромах Совэкспортфильма он нашёл необходимое. Даже молодого Ленина-гимназиста. А уж лысых ленинов было очень много, выбирай-не хочу. Труднее было с товарищем Сталиным. Но всё-таки разыскал афишу фильма «Человек с ружьём» и «Падение Берлина», то есть «молодого» и зрелого вождя.

Но роли вождей в исполнении ребят, а главное маски, были, по мнению Владимира, криминалом. Но уж очень хотелось попробовать. 


(Продолжение следует)

НЕМОГУМОЛЧАТЬ