Но ничего не заладилось. Ведь ученики 4-го класса не профессиональные актёры, закончившие театральные институты.
Мальчики и девочки забывали слова. Смущались. Почти у всех был «зажим» при декламации. Ребяткам быстро надоели репетиции, и большинство «актёров» после уроков улепётывали домой.
Да и техническая сторона представления не получалась. Так что от экрана, на который должны были проецироваться диафильмы и теневые изображения действующих лиц, пришлось отказаться.
Владимир был в отчаянии и не знал, что делать. Это грозило потерей лица будущего режиссёра
Но тут на помощь пришёл Юрий. Как киновед, он тоже изучал основы режиссуры. И вот, когда они сидели в своём закутке и разговаривали, Юрий предложил:
-Сделай всё проще. У тебя есть костяк «актёров», которым нравится играть?
-Да, - ответил подавленный Владимир, - человек пять.
-Вот и славно. Оставь исполнителями только их. Я сейчас поясню.
И он подробно, с прорисовкой мизансцен, изложил принципиально новую концепцию.
-Это гениально. Даже — конгениально, - ожил Владимир. - Завтра же попробуем. Какой режиссёр пропадает в тебе.
Они помолчали.
-Но есть одно «но», -продолжил Владимир.- Меня обвинят в надсмехательстве над Лениным и революцией. И опять же Сталин, культ личности которого осудил Хрущёв.
-Ну ты же сам хотел сделать «балаган.» Показать власти кукиш в кармане. Отомстить за своих и моих родственников, погибших в сталинских лагерях.
-Но не так откровенно. Я просто интонациями актёров хотел довести всё до абсурда, до комедии и цирка.
Юрий выпустил струю дыма и посмотрел на собеседника.
-Как знаешь. Покажи учителю, пусть он решает. Объясни, что такова концепция. Ты же не хочешь сделать обычный стихотворный монтаж? Вообще мне твоя затея со школьниками никогда не нравилась. Но я тебя понимаю, ты хотел выступить первый раз в качестве режиссёра.
Алик слушал их разговор и не понимал, о чём речь. Однако предчувствовал что-то нехорошее.
Репетиции продолжились по-новому.
Среди исполнителей была только одна девочка — Зоя Макеева. Длинная, в круглых очках, со стрижкой, как в кинофильмах тридцатых годов, она великолепно исполняла роль старшей сестры главного героя.
СамогО главного героя играл Юрик Корытько, мальчуган невысокого роста. У главного героя, как это не парадоксально, осталось очень мало слов. А вождей революции — Ленина и Сталина — воплощали сам Алик и Коля Ершов, прирождённый комик, который смешил всех в классе.
Но поскольку Владимир обещал учителю, что будет участвовать весь класс, то роль остальных учеников свелась к тому, что они придут в пионерской форме «белый верх-чёрный низ» и красных галстуках на пионерский сбор, как было в стихотворении.
У пятого участника труппы была техническая функция. Включать и выключать фильмоскоп и настольные лампы, подсвечивать карманным фонариком. Демонстрировать кой-какую бутафорию, выполненную из картона и ватманской бумаги. С этим хорошо справлялся товарищ Алика - Миша Шлыков.
Всё. Никаких декораций. Только свет и мастерство актёров. Всё условно. Всё камерно. Как ставил кумир Владимира — Всеволод Мейерхольд.
Пятеро исполнителей усиленно репетировали как в школе, так и дома у Владимира по воскресеньям.
Наконец всё было готово. Режиссёр доложил об этом учителю Петру Павловичу. А тот — директору, чего Владимир никак не ожидал. Но отступать было поздно.
Директор школы, бывший полковник МГБ, решил, что в субботу на школьной «сцене» посмотрит постановку без публики.
Школьная сцена находилась в торце коридора пятого этажа. И на этом этаже были учебные классы, где в это время занимались старшеклассники. А за сценой был физкультурный зал, где шёл урок физкультуры.
И директор, и учитель почему-то не учли, что старшеклассники могут стать потенциальными зрителями.
Теперь надо коротко рассказать о содержании и воплощении.
По сюжету михалковского стихотворения, старшая сестра ведёт младшего брата в Центральный Музей Ленина. И там показывает брату личные вещи Ленина и рассказывает о его жизни и революционной деятельности, в которой участвовал и его верный ученик Сталин. Только диалоги сестры и брата.
По предложенному Юрием замыслу, в постановку вводятся новые персонажи - Ленин и Сталин, которые произносят бОльшую часть текста. В этом и заключалась изюминка, или, как говорят сейчас, - фишка постановки.
Это был вызов. Так вождей ещё не воплощали.
Но как школьник младшего класса может изобразить, например, Ленина? Не «лысый» же парик одевать и бородку приклеивать.
А Сталина? Усы. Трубку в скрюченную руку?
Решили как в итальянской комедии «Дель Арте», с помощью масок.
Но где взять маски вождей? В магазинах продавались маски из «папье-маше» только зверюшек и клоунов.
Подумали, что на киноафишах можно найти лица вождей, вырезать и наклеить на картон. Прикрепить к палочке, как флаг к древку. Исполнители закрывают этой маской свои лица и произносят слова от имени вождей.
С афишами помог Юрий. В закромах Совэкспортфильма он нашёл необходимое. Даже молодого Ленина-гимназиста. А уж лысых ленинов было очень много, выбирай-не хочу. Труднее было с товарищем Сталиным. Но всё-таки разыскал афишу фильма «Человек с ружьём» и «Падение Берлина», то есть «молодого» и зрелого вождя.
Но роли вождей в исполнении ребят, а главное маски, были, по мнению Владимира, криминалом. Но уж очень хотелось попробовать.
(Продолжение следует)
НЕМОГУМОЛЧАТЬ