Сценарий основан на реальных событиях. Имена действующих лиц подлинные. Главная героиня жива.
Часть 22-я
Москва. Лето 1965 года. Здание КГБ при Совете Министров СССР.
Кабинет Заместителя начальника Первого Главного управления(контрразведка) генерал-майора Филиппа Денисовича Бобкова.
Бобков в гражданском костюме поливает из маленькой лейки одинокий кактус, стоящий на подоконнике. Входит адъютант.
Часть 22-я
Москва. Лето 1965 года. Здание КГБ при Совете Министров СССР.
Кабинет Заместителя начальника Первого Главного управления(контрразведка) генерал-майора Филиппа Денисовича Бобкова.
Бобков в гражданском костюме поливает из маленькой лейки одинокий кактус, стоящий на подоконнике. Входит адъютант.
- Товарищ генерал, прибыла гражданка Кронберг-Соболевская. Пускать? - спрашивает он.
- Петя, - отвечает Бобков, - почему гражданка? Она не под следствием, не осУждена. Она - товарищ Кронберг-Соболевская. Известная актриса кино и театра. Ты фильм "Большая семья смотрел"?
- Так точно, когда пацаном был. Там ещё Андреев, Кадочников. Но её не помню.
- А зря. Советую пересмотреть фильм тебе, взрослому, с капитанскими погонами. Красивая женщина. Зови.
- Да старая ужЕ, - продолжает офицер, - в матерЯ мне годится.
- Зови быстрей, а то я тебя так "отматерю", что родную мать забудешь.
В кабинет входит Лариса. Годы прибавили ей только очарования. Прекрасные синие глаза светятся так же ярко, как и прежде. Походка гордая и величавая.
Генерал идёт ей навстречу и галантно целует руку.
- Здравствуйте, Лариса Ивановна, - говорит он, - давайте с вами присядем в кресла за журнальный столик.
Лариса удивлена и вызовом в КГБ, и таким обхождением. Хотя шла на "Лубянку" не без трепета.
Они садятся в уютный уголок с двумя креслами и торшером между ними.
- Может хотите попить чего-нибудь? Минералочки, чаю, кофию, прошу не стесняться. - предлагает Бобков.
- Водички. А то жарковато, - просит она.
- Прекрасно.
Генерал достаёт из маленкого холодильника в стенном шкафу бутылку "Боржоми". Берёт с полки два тонких стакана и открывалку.
Газировка с шипением вырывается из бутылки, брызгает на ковёр кабинета и босоножки гостьи.
- Ах, какой я неловкий, - говорит генерал.
Такое его поведение окончательно успокаивает Ларису. Она расслабляется.
- А курить у вас можно? - спрашивает она доставая из сумочки пачку болгарских сигарет "Стюардесса" и зажигалку.
- Конечно, - отвечает Бобков. - Но давайте познакомимся, Лариса Ивановна. Меня зовут Филипп Денисович.
- Очень приятно, - отвечает Лариса.
- И мне тоже, - улыбается генерал, - а что за гадость вы курите?
Лариса показывает сине-белую пачку.
- А я вам предложу красную пачку, - достаёт он из кармана американские "Marlboro", - я хоть не курю, но хорошим людям предлагаю.
Лариса берёт предложенную сигарету.
- Да, Лариса Ивановна. Я всё о вас знаю. И о вашей операции с послом Дежаном, которого к сожалению отозвали из Москвы. И о вашей дружбе с перебежчиком Юрием Кротковым...
Лариса невольно напрягается, но потом берёт себя в руки, прикуривая от зажигалки.
- Да никакой он не друг. Хотя признаюсь, одно время была в него влюблена. Даже сожительствовала с ним... иногда.
- Лариса, - перебивает её Бобков, - можно я буду вас так называть?
Кронберг кивает головой.
- Не люблю это противное слово, - продолжает генерал, -сожительствовала. Напоминает коммуналку. У вас была любовь. Прекрасное чувство. А сейчас Кротков в США. Но он не представляет для нас ни угрозы, ни интереса. Забудем о нём. Расскажите, как складывается ваша творческая деятельность?
- Плохо, Филипп Денисович, - отвечает Лариса, - в кино не зовут. Только иногда на дубляж инофильмов. В театре играю мало.
- Я вас понимаю, - улыбается Бобков, - но не понимаю руководство киностудий, не снимающих такую красивую женщину и прекрасную актрису, получившую приз Каннского кинофестиваля.
Лариса по-настоящему краснеет. Чтобы скрыть смущение, берёт стакан воды и выпивет залпом.
- Я думаю, что режиссёры в конце концов одумаются, вспомнят про вас, и вы опять появитесь на экранах.
- Надеюсь. Но не уверена.
- А это придаст вам уверенности, - говорит генерал, доставая из кармана маленькую коробочку, - посмотрите.
Лариса берёт коробочку и открывает её. Часы в золотом корпусе. Вкрапления россыпи бриллиантов "играют" даже от света люстры кабинета.
- Это за мусью Дежана, - торжественно произносит Бобков, - награда, правда, запоздала. Но лучше поздно, чем...
Слёзы умиления брызнули из глаз Ларисы. Она достаёт носовой платок и прикладывет к уголкам глаз.Голос её дрожит:
- Спасибо. Не ожидала.
- Успокойтесь, Лариса, - произносит Бобков, - у меня для вас ещё одна неожиданность. Вы ведь играете в шхматы.
- Да, когда-то был первый разряд. И сейчас разбираю партии, играю в театре с мужчинами-актёрами. Иногда посещаю шахматный клуб. Играю там с мужчинами, иногда выигрываю...
- А экс-чемпиона мира Михаила Таля знаете?
- Лично не знакома, но один раз играла с ним в клубе. Он играл одновременно на тридцати досках. Проиграла вдрызг.
- Ничего, обязательно когда-нибудь выиграете.
Бобков делает паузу и пьёт воду.
- Лариса, вы же не зря кончали нашу школу в Одессе. Поэтому Родина в моём лице поручает вам новое задание.
Генерал опять делает паузу. Лариса ошеломлённо смотрит на него:
- После семилетнего перерыва?
- Ну и что. Вы были в резерве. Да, не удивляйтесь, опять пришло ваше время, "Синеглазка". Агент "Синеглазка".
- А что я должна делать?
- Лариса. Вы знаете какая сейчас напряжённая обстановке в мире. Поднимают голову реваншисты и сионисты, новое для нас явление. Товарищ Сталин помогал создавать государство Израиль, посылал туда наших военных, оказывал им помощь в борьбе с британскими колонизаторами. А они...
- А они? - спрашивает Лариса.
- А они раздувают идею великого Израиля, чтобы наши советские граждане, бросив всё в своей стране, уезжали на так называемую "землю обетованную". И особенно стараются завладеть умами творческой интеллигенции - учёных, артистов, музыкантов, шахматистов, сами понимаете какой национальности.
- Евреев, - говорит Лариса.
А Бобков, не обращая внимание на её реплику, продолжает:
- И даже гроссмейстер товарищ Таль попал под их влияние. Тем более, что у него жена именно той национальности, которую вы назвали, - Суламифь Ландау. И любовницы у него - Белла Давидович, скрипачка, и Мирра Кольцова- солистка ансамбля "Берёзка". Сами понимаете, не особо русские женщины.
- И вы хотите, чтобы я стала его русской любовницей?
- Вы веде не замужем? - отвечает он вопросом на вопрос.
- "Одинокая я, одинокая-я-я", - произносит с надрывом реплику Лариса из одного своего спектакля.
- Блестяще. Просто Ермолова и Яблочкина в одном лице. Вы должны, милая, завладеть Михаилом Нехемьевичем. Чтоб он забыл всех, и жаждал только вас. Только вас. Чтобы вы стали его путеводной звездой, его опорой и так далее. Тем более он вошёл в число финалистов турнира, борящихся за право сыграть за мировую шахматную корону. Он может опять стать чемпионом мира, а потом уехать в Израиль, а оттуда в Америку...
- Но вы можете его не выпускать.
- А скандальчик на мировом уровне. Писаки западные и прочая чешуя... А вы, милая, если заарканите, то он и за деньги не поедет. А если поедет, то вернётся к вам. Как в песне поётся, помните: "Где под солнцем Юга даль безбрежная...
Поют вместе: "Ждёт меня подруга, нежная..."
- Да, ведь вы и поёте хорошо. Как же, фильм "Девушка с гитарой".
- Вы все мои фильмы смотрели, надо же?
- Да. Поклонник вашего таланта.
Лариса своей ногой в босоножке начинает водить по ботинку генерала.
- Эх, Лариса Ивановна. Женат я. А у нас в конторе с этим строго...
Кронберг убирает ногу.
- Мне понятно. Когда приступать?
- А прямо завтра и приступайте. Я знаю, что у вас завтра в театре свободный день. А Миша наш Нехемьевич завтра в московском шахматном клубе на улице Братьев Весниных даёт сеанс одновременной игры. На двадцати досках. Все девятнадцать наших сотрудников проиграют, а вы уж постарайтесь свести вничью. Может он вас пожалеет, единственную даму.
- Для участия заявку надо за месяц подавать, и документами разряд подтверждать. Как я туда попаду?
- А мы вас заявили, вместо выбывшей из игры девушки одной, заболевшей. И документы ваши шахматные у меня. Возьмите и в сумочку положите.
Он протягивает ей бумажный конверт.
- Здорово!
- А дальше - в ресторан. Но сразу не поддавайтесь. Он ловелас ещё тот. Вспомните, как вы водили за нос французского посла...
- Я справлюсь, не волнуйтесь.
- А мы и не волнуемся. Наши люди вокруг вас будут. Помогут и подскажут. Могут сделать, чтобы он вас от хулигана пьяного спас. Но это по обстановке.
Лариса смотрит на Бобкова изумлёнными глазами. А он продолжает:
- С вами свяжется ваш новый куратор, под чьим руковдством вы и будете действовать. Понятно!
- Так точно, товарищ генерал! Разрешите идти?
- Идите.
Они оба задорно смеются.
Ларису отвозят домой на чёрной "Волге". Только она входит в квартиру, как роздаётся звонок. "Куратор", подумала она и сняла трубку. Но там оказался женский голос:
- Лариса Ивановна. Это ассистент режиссёра Наума Трахтенберга. Надо согласовать с вами время, когда бы вы смогли прийти на пробы фильма "Выстрел" по рассказу Александра Сергеевича Пушкина. На следующей неделе вас устроит?
- Устроит.
(Окончание следует).
НЕМОГУМОЛЧАТЬ