Сценарий основан на реальных событиях. Имена действующих лиц подлинные. Главная героиня жива.

Часть 16-я

Москва. Декабрь 1957 года. Здание КГБ при Совете Министров СССР на площади Дзержинского.

Грибанов и Кунавин направляются для доклада к председателю Комитета генералу армии Ивану Серову. Оба в гражданских костюмах с папками в руках.

- Леонид Петрович, ты первый раз идёшь к генералу? - спрашивает Грибанов.

- Первый, вы же знаете, - отвечает Кунавин.

- А может ты помимо меня бывал. Спрашиваю на всякий случай. Как говорится, доверяй, но проверяй. И вот что. Отвечаешь только, если прикажет Серов. Сам не лезь.

- Понятно, Олег Михайлович.

Они входят в приёмную. Адъютант открывает перед ними дверь кабинета. Напольные часы, показывающие 10 часов утра, начинают отбивать время. Генерал армии не терпит ни минуты опоздания.

-Здравствуйте, товарищи, - говорит Серов, не вставая из-за стола. - Прошу садиться.

Он указывает им место за приставным столом для совещаний по левую руку от себя. На Серове мундир генерала армии с бесчисленными колодками наград на груди.

- Я вас слушаю, Олег Михайлович, - обращается Серов к Грибанову, - не вставайте.

-Товарищ генерал. Начну издалека. Мы располагаем очень обширным материалом на нынешнего посла Франции Мориса Дежана. На него ещё со времён войны заведено досье. Мы всё прекрасно знаем о его работе в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, я уже не говорю о Париже.

- Почему такое внимание к Дежану?

- Товарищ генерал. В конторе, простите, в Комитете, есть материалы почти на всех видных зарубежных деятелей...

Серов обрывает докладчика:

- А на наших?

- На всех, кроме членов ЦК. Согласно положению о КГБ.

- На Хрущёва остались какие-нибудь материалы?

- Не могу сейчас точно сказать. Видимо мой предшественник...

Серов опять перебивает его:

- После нашей встречи, все материалы по Никите Сергеевичу ко мне. Продолжайте рассказ о Дежане.

- Так точно. Мы знаем про него всё, или почти всё. Мы разработали последний этап операции "Галант", о которой вам докладывали ранее. Сейчас в дело вступают все наши агенты, непосредственное руководство которыми осуществляет полковник Кунавин.

Кунвин вскакивает. Но Серов машет ему рукой, приказывая садится.

- Товарищ генерал, мы оборудовали квартиру для встреч с послом.С прослушкой и ведением записи. Я буду играть советника товарища Хрущёва, а моя "жена" по легенде будет работать с супругой Дежана. Я должен стать хорошим знакомым, даже можно сказать, близким другом этого человека. Я буду еженедельно встречаться с ним, приглашая также видных советских деятелей культуры. Но не только в Москве. За городом тоже. Сейчас мы подыскиваем дом, такую настоящую русскую избу, что бы устраивать посиделки и там. С печкой, костром, русской баней.

- Я могу предложить свою дачу в Куркино. Зимой я редко ей пользуюсь. Это будет моим непосредственным вкладом в операцию.

- Спасибо, товарищ генерал. Вы облегчили нашу задачу. Это близко. И дорога хорошая по Лениградскому шоссе. И рядом известный вам режимный радиоцентр, поэтому с прослушкой проблем не будет.

- Вы планируете поймать посла на "медовой ловушке" и шантажировать?

- Не совсем, товарищ генерал. Шантажировать не будем. Мы сделаем его нашим сторонником. Я буду вести с ним душевные разговоры, даже посвящать в какие-то "секреты," но в определённых рамках. Сделаю всё, чтобы он поверил в нашу искренность в развитии хороших отношений между Францией и СССР.

- Интересно. Думаете получится?

- Уверен, что получится. Окружим его красивыми женщинами, артисточками, балеринами. И он клюнет...

- Уже клюнул, - не выдерживает Кунавин, но спохватившись и, вспомнив о предупреждении Грибанова, замолкает.

Грибанов под столом наступает ногой на ботинок Кунавина. Но уже поздно.

- Продолжайте, полковник, - приказывает Серов, - не вставайте.

Кунавин, сначала робко, но потом ободрённый взглядом генерала армии, начинает:

- На одном из приёмов ему очень понравилась молодая советская киноактриса Лариса Кронберг-Соболевская...

- Почему двойная фамилия?

- По мужу, с котором развелась.

- Продолжайте.

- Он обратил на неё внимание как на красивую женщину, а когда узнал, что она награждена призом Каннского кинофестиваля, запАл. Хотя у нас была "заготовлена" для него другая. Тоже красавица, но не актриса, а бывшая жена дипломата, некто Хованская. Но он её отверг, а просто зациклился на Ларисе.

- А эта ваша Лариса действительно имеет такую награду?- спрашивает Серов.

- Так точно. Вся съёмочная группа фильма "Большая семья" в 1955 году получила этот приз.

- Да, как я далёк от кино. Печально, но очень редко смотрю. Надо будет спросить у жены.

Серов смотрит на Кунавина, а затем на Грибанова.

- Молодцы, хорошо работаете. Не ожидал.

- Полковник, что ещё можете сказать о контакте вашей.... А как, кстати, её агентурное имя?

- Синеглазка, товарищ генерал, - отвечает Кунавин. - Глаза действительно синие и очень красивые.

- Ну так и будем называть, как у нас принято в отчётах и донесениях, - агент Синеглазка, - констатирует Серов, - продолжайте.

- Дежан даже пригласил её, конечно, через супругу, посмотреть французское посольство. Мы "пристегнули" к Синеглазке другую нашу "ласточку", актрису Чередниченко. Но посол на неё ноль внимания. Они даже ходили по посльству парами. Дежан с Синеглазкой, а Мари Клер  с Чередниченко. Была очень подробная экскурсия по апартаментам посольства.

- А супруга посла не ревновала? - интересуется Серов.

Видимо такие нюансы заинтересовали даже его. А Кунавин продолжает:

- Не особо. Она, по нашему мнению, неравнодушна к нашему агенту Борису Кроткову.

- Кротков? - спрашивает Серов. - Это сын художника Кроткова, официального художника Лаврентия Павловича.

- Так точно, - вступает в разговор Грибанов, - Берия всячески помогал Борису Кроткову. Следил за его карьерой. Эта подробность, в случае чего, если Кротков будет ерепениться, его осадит.

- Олег Михайлович, не надо так относится к сотрудникам. Сейчас не те времена. - успокаивает его Серов.

- Времена, может быть другие, но люди те же, - продолжает Грибанов. - Только страх. Животный страх за себя, родных, близких, удержит их от предательства.

Серов встаёт, показывая, что аудиенция окончена. Он выходит из-за стола, и прощается за руки с гостями.

- Я доволен, - говорит он, - доложу Никите Сергеевичу. - Олег Михайлович, а ты не "журысь" на полковника, что нарушил субординацию. Главное, что есть успех.

Посетители выходят. Оба молчат. ПотОм Грибанов говорит Кунавину:

- Охолонись. Я не сержусь. Сам таким был. Но знай меру. Пойдём у меня в кабинете "заложим за воротник". Мне французский "Мартель" раздобыли, чтобы я привыкал к иностранному пойлу. Я же играю роль либерала. Но мы его рюмашками пить не будем. Залудим по стаканУ. И занюхаем рукавом. Что скажешь.

- Тре бьян, як говорять хранцузы, - отвечает Кунавин.



(Продолжение следует) 




НЕМОГУМОЛЧАТЬ