Сценарий основан на реальных событиях. Имена действующих лиц подлинные. Главная героиня жива.
Часть 13-я
Москва. Август 1957 года.
В разгаре Шестой международный фестиваль молодёжи и студентов. На улицах днём и ночью шумные толпы иностранцев и советских юношей и девушек.
По вечерам в московских парках концерты, карнавалы, танцы и другие увеселительные мероприятия. Идёт неформальное общение молодёжи разных стран.
Часть 13-я
Москва. Август 1957 года.
В разгаре Шестой международный фестиваль молодёжи и студентов. На улицах днём и ночью шумные толпы иностранцев и советских юношей и девушек.
По вечерам в московских парках концерты, карнавалы, танцы и другие увеселительные мероприятия. Идёт неформальное общение молодёжи разных стран.
Власть поняла, что совершила ошибку, открыв так резко "железный занавес". Но было уже поздно. Заключается масса браков советских девушек с юношами из капиталистических стран. И запретить нельзя - международный скандал.
А уж сколько родилось через девять месяцев тёмнокожих детишек - уму непостижимо.
Резко возросло число обращений с признаками венерических болезней в московские поликлиники.
Но КГБ, милиция и дружинники бессильны. Оставалось ждать окончания фестиваля в середине августа.
А пока все поют и танцуют, веселяться и... занимаются любовью в кустах и зарослях московских парков. А уж что творилосьь в зелёном массиве и на пляжах Ленинских гор, не поддаётся описанию.
Основная масса мероприятий проходила в ЦПКиО им. Горького, по аллеям которого неспеша идут, взявшись за руки, Лариса Соболевская и Борис Кротков. Час назад в их любимом ресторане "Домжур" они ужинали с шампанским, а теперь наслаждаются вечерней прогулкой.
- Боренька, - спрашивает Лариса, - ну чего такой молчаливый? Тебе невесело со мной?
- Что ты, Лора, только с тобой я отдыхаю и душой, и телом, - отвечает Кротков.
- Ну только ни телом, - смеётся девушка.
- Прошу тебя, Лора, не опошляй сегодняшний вечер.
- С каких пор ты стал считать секс пошлостью?
- Лора, я тебя прошу. Поговорим о чём-нибудь другом. Как твоя подготовка к новому фильму о фестивале.
- Прошла пробы. Утверждена. Главная роль у Гурченко. Хотят снять картину наподобие "Карнавальной ночи". Все актёры знаменитые. Жаров, Раневская, Блинников. Сергей Филиппов и Михаил Пуговкин. А из молодёжи наша восходящая звезда - Олег Анофриев.
- А, он из Центрального детского театра. Играет в пьесе Серёжи Михалкова "Димка-невидимка".
- Юрок, а ты с Михалковым знаком?
- Лучше перечислить тех, с кем я незнаком. И с Серёжей, и с его женой Кончаловской. И с Маечкой.
- А с футболкой не знаком? - язвит Лариса.
- Ты на что-то обижена?- Борис останавливается. - Майя Плисецкая. Прекрасная балерина. А Галине Улановой скоро на пенсию. У балетных и цирковых пенсия рано.
- А когда же у меня будет работа?
- Но ты же снимаешься в кино, играешь в театре...
- Ты прекрасно знаешь, о чём я говорю, - вскипает Лариса.
- Тебе не терпится стать подстилкой какого-нибудь иностранца?
- Но ты же меня вербовал для этого. А моё обучение в Одессе?
- Успеешь, милая Лорочка.
- Нет, время безжалостно. А я хочу красиво одеваться, иметь побрякушки. Появляться в обществе.
- Успокойся. Открою тебе тайну. Возможно тебе скоро предстоит участвовать в одном важном мероприятии, связанным с Францией.
- Я поеду в Париж?
- Лора, не сходи с ума, какой Париж. Ты для внутреннего пользования. Извини, конечно, за цинизм...
- Ничего, прощаю.
Они опять начинают движение по аллее парка. Из "Зелёного театра" льются звуки музыки. Мимо них пробегают интернациональные пары. Слышны звуки и шуршание в тёмных кустах.
- А хочешь я тебе расскажу анекдот про фестиваль? - спрашивает Борис?
- Приличный?
- Очень. Отражающий советский менталитет.
- Только без умных слов, ладно? Менталитет, генералитет...
- Слушай, Лора, ну перестань. Не цепляйся... Анекдот. Приходят два деревенских парня на фестивальный карнавал в парк. Видят стоит разодетая девушка. Накрашенная, курящая. Ну, думают, иностранка. Подходят. Один, набравшись смелости спрашивает: "Простите, девушка, вы - полька?" А та отвечает: "Нет, я - Фёкла, а Поля поссать пошла...." Смешно.
Но Лариса не смеётся. Она внимательно смотрит на Бориса.
- Милый Боря. А ты когда-нибудь задумывался о том, как плохо живёт наш народ. Бедно, голодно, ютясь в бараках и комнатках коммуналок.
- Ну, Лариса, война...
- Почему всё списывается на войну? А до войны. Я с отцом-военным по стране поездила, всё повидала.
Она резко замолкает. Борис нежно обнимает её. Они садятся на лавочку, только что освобождённую какой-то парой.
- Лариса, я тоже много чего повидал. И лично с товарищем Берия был знаком...
- Ты?
- Представь себе. Я ведь неплохо рисую. И нарисовал его портрет... Ладно, не хочу вспоминать.
- Ну расскажи, - канючит Лариса.
- Нет, не буду. - он закуривает.
- Тогда расскажи о приёме во французском посольстве в День взятия Бастилии, их национальном празднике.
У Бориса выпадает сигарета изо рта:
- Откуда ты знаешь?
- А я случайно подслушала, когда выходила из ванной в нашем "ласточкином гнезде". Ты звонил по телефону и говорил, что 14 июля не можешь, так как будешь в посольстве Франции.
- Ну ты - настоящий агент. Колюсь, слушай.
Мы переносимся почти на месяц назад.
Зал приёмов французского посольства. Много разодетых гостей. Иностранные и советские дипломаты. Дамы в длинных платьях. В свете хрустальной люстры искрятся бриллианты на женских шеях и руках. Играет струнный ансамбль. Официанты разносят бокалы с шампанским. Самый разгар. Полчаса назад уехал Никита Сергеевич Хрущёв, почётный гость посольства.
По ковровой дорожке к послу с супругой направляются Борис Кротков и Михаил Орлов. У обоих на белоснежных сорочках галстуки-бабочки. Они целует руку жене посла. Разговор идёт по-французски с закадровым переводом. Иногда переводит Кротков.
- Дорогой, - говорит Мари Клер, - позволь тебе представить моих друзей. Литератор Борис Кротков и актёр Михаил Орлов.
Морис Дежан здорововается за руку с каждым из них.
- А где же другой Борис, дипломат? О, я даже не знаю его фамилию...- спрашивает жена посла.
- О, - отвечает Кротков, - наш товарищ Борис Карелин, срочно направлен в загранкомандировку. Он просил принести свои извинения.
- Как. А почему он не позвонил мне?
В разговор вступает Орлов:
- Мадам, у дипломатов свои тайны, не правда ли?
Супруга посла согласно кивает головой. Ну, что же, она думала, кого выбрать из двух Борисов. Провидение решило за неё: это Кротков.
-Господин посол, -обращается к Дежану Кротков, - я вращаюсь в кругах советской богемы. Это писатели, музыканты, артисты. Как говорят у нас - творческая интеллигенция...
Дежан перебивает его:
- О, я разговаривал на этом приёме с самим Хрущёвым. Он любит интеллигенцию. И он демократ. Это не Сталин. У и вас это называется, как это по-русски, - degel...
- Оттепель, - подсказывает Борис.
- Да, - повторяет посол: от-те-пьель... Я буду очень рад, если вы введёте мою жену в круг советской богемы.
- А почему только вашу супругу? Разве Вы, господин посол, не любите балет, музыку и другие виды искусств.
- О, я очень занят делами, но найду время. Простите, к нам направляются новые гости.
Борис пристально смотрит в глаза Мари Клер. Он видит, что она чуть-чуть краснеет. Он дотрагивается до её руки, прощаясь, и внезапно чувствует небольшой электрический разряд. Наверно манжет его нейлоновй рубашки освободился от статического электричества, коснувшись нежной кожи женщины.
Он и Орлов направляются к накрытым столам.
- Это что же, стояком есть и пить? - спрашивает Орлов.
- Это называется - a la fourchette. От слова "вилка". Берёшь вилку и накладываешь в тарелку закуску.
- Фуршет, так фуршет, - говорит Орлов, накладывая в тарелку всё подряд, - а чё икры у них нет.
- Только лягущачья, - отвечает Борис, - и много не пей, ладно.
- А где напитки?
- Вон, видишь, за отдельными столами стоят официанты, и наливают настоящей французское шампанское. Брют. А в бокалах стоит разлитое белое и красное вино. В основном, только сухое.
- А покрепче нет ничего?
- Французы пьют только вино, или коктейли. Но последних я здесь не вижу. Слушай, у нас успех. Дамочка в меня по-уши. И дяденька согласился на встречу с "телигенцией", как говорили в фильме "Чапаев".
- Ну прям, влюблена, - завистливо говорит Орлов, - енто мы исчё поглядим...
Мы опять переносимся в парк.
Кротков, достав сигарету и щёлкнув зажигалкой, видит, как у Ларисы блестят глаза от его рассказа.
- На первую же встречу с послом я возьму тебя, - заявляет он, - может он заинтересуется тобой.
- Несомненно, - улыбается Лариса, - ведь у меня же приз Каннского кинофестиваля. Я свободно говорю по-французски. А главное, я черотовски красива.
- Ты прекрасна! - Борис целует Ларису.
(Продолжение следует)
НЕМОГУМОЛЧАТЬ