Сценарий основан на реальных событиях. Имена действующих лиц подлинные. Главная героиня жива.

Часть 13-я

Москва. Август 1957 года.

В разгаре Шестой международный фестиваль молодёжи и студентов. На улицах днём и ночью шумные толпы иностранцев и советских юношей и девушек. 

По вечерам в московских парках концерты, карнавалы, танцы и другие увеселительные мероприятия. Идёт неформальное общение молодёжи разных стран.

Власть поняла, что совершила ошибку, открыв так резко "железный занавес". Но было уже поздно. Заключается масса браков советских девушек с юношами из капиталистических стран. И запретить нельзя - международный скандал.

А уж сколько родилось через девять месяцев тёмнокожих детишек - уму непостижимо.

Резко возросло число обращений с признаками венерических болезней в московские поликлиники.

Но КГБ, милиция и дружинники бессильны. Оставалось ждать окончания фестиваля в середине августа.

А пока все поют и танцуют, веселяться и... занимаются любовью в кустах и зарослях московских парков. А уж что творилосьь в зелёном массиве и на пляжах  Ленинских гор, не поддаётся описанию.

Основная масса мероприятий проходила в ЦПКиО им. Горького, по аллеям которого неспеша идут, взявшись за руки, Лариса Соболевская и Борис Кротков. Час назад в их любимом ресторане "Домжур" они ужинали с шампанским, а теперь наслаждаются вечерней прогулкой.

- Боренька, - спрашивает Лариса, - ну чего такой молчаливый? Тебе невесело со мной?

- Что ты, Лора, только с тобой я отдыхаю и душой, и телом, - отвечает Кротков.

- Ну только ни телом, - смеётся девушка.

- Прошу тебя, Лора, не опошляй сегодняшний вечер.

- С каких пор ты стал считать секс пошлостью?

- Лора, я тебя прошу. Поговорим о чём-нибудь другом. Как твоя подготовка к новому фильму о фестивале.

- Прошла пробы. Утверждена. Главная роль у Гурченко. Хотят снять картину наподобие "Карнавальной ночи". Все актёры знаменитые. Жаров, Раневская, Блинников. Сергей Филиппов и Михаил Пуговкин. А из молодёжи наша восходящая звезда - Олег Анофриев.

- А, он из Центрального детского театра. Играет в пьесе Серёжи Михалкова "Димка-невидимка".

- Юрок, а ты с Михалковым знаком?

- Лучше перечислить тех, с кем я незнаком. И с Серёжей, и с его женой Кончаловской. И с Маечкой.

- А с футболкой не знаком? - язвит Лариса.

- Ты на что-то обижена?- Борис останавливается. - Майя Плисецкая. Прекрасная балерина. А Галине Улановой скоро на пенсию. У балетных и цирковых пенсия рано.

- А когда же у меня будет работа?

- Но ты же снимаешься в кино, играешь в театре...

- Ты прекрасно знаешь, о чём я говорю, - вскипает Лариса.

- Тебе не терпится стать подстилкой какого-нибудь иностранца?

- Но ты же меня вербовал для этого. А моё обучение в Одессе?

- Успеешь, милая Лорочка.

- Нет, время безжалостно. А я хочу красиво одеваться, иметь побрякушки. Появляться в обществе.

- Успокойся. Открою тебе тайну. Возможно тебе скоро предстоит участвовать в одном важном мероприятии, связанным с Францией.

- Я поеду в Париж?

- Лора, не сходи с ума, какой Париж. Ты для внутреннего пользования. Извини, конечно, за цинизм...

- Ничего, прощаю.

Они опять начинают движение по аллее парка. Из "Зелёного театра" льются звуки музыки. Мимо них пробегают интернациональные пары. Слышны звуки и шуршание в тёмных кустах.

- А хочешь я тебе расскажу анекдот про фестиваль? - спрашивает Борис?

- Приличный?

- Очень. Отражающий советский менталитет.

- Только без умных слов, ладно? Менталитет, генералитет...

- Слушай, Лора, ну перестань. Не цепляйся... Анекдот. Приходят два деревенских парня на фестивальный карнавал в парк. Видят стоит разодетая девушка. Накрашенная, курящая. Ну, думают, иностранка. Подходят. Один, набравшись смелости спрашивает: "Простите, девушка, вы - полька?" А та отвечает: "Нет, я - Фёкла, а Поля поссать пошла...." Смешно.

Но Лариса не смеётся. Она внимательно смотрит на Бориса.

- Милый Боря. А ты когда-нибудь задумывался о том, как плохо живёт наш народ. Бедно, голодно, ютясь в бараках и комнатках коммуналок.

- Ну, Лариса, война...

- Почему всё списывается на войну? А до войны. Я с отцом-военным по стране поездила, всё повидала.

Она резко замолкает. Борис нежно обнимает её. Они садятся на лавочку, только что освобождённую какой-то парой.

- Лариса, я тоже много чего повидал. И лично с товарищем Берия был знаком...

- Ты?

- Представь себе. Я ведь неплохо рисую. И нарисовал его портрет... Ладно, не хочу вспоминать.

- Ну расскажи, - канючит Лариса.

- Нет, не буду. - он закуривает.

- Тогда расскажи о приёме во французском посольстве в День взятия Бастилии, их национальном празднике.

У Бориса выпадает сигарета изо рта:

- Откуда ты знаешь?

- А я случайно подслушала, когда выходила из ванной в нашем "ласточкином гнезде". Ты звонил по телефону и говорил, что 14 июля не можешь, так как будешь в посольстве Франции.

- Ну ты - настоящий агент. Колюсь, слушай.

Мы переносимся почти на месяц назад.

Зал приёмов французского посольства. Много разодетых гостей. Иностранные и советские дипломаты. Дамы в длинных платьях. В свете хрустальной люстры искрятся бриллианты на женских шеях и руках. Играет струнный ансамбль. Официанты разносят бокалы с шампанским. Самый разгар. Полчаса назад уехал Никита Сергеевич Хрущёв, почётный гость посольства.

По ковровой дорожке к послу с супругой направляются Борис Кротков и Михаил Орлов. У обоих на белоснежных сорочках галстуки-бабочки. Они целует руку жене посла. Разговор идёт по-французски с закадровым переводом. Иногда переводит Кротков.

- Дорогой, - говорит Мари Клер, - позволь тебе представить моих друзей. Литератор Борис Кротков и актёр Михаил Орлов.

Морис Дежан здорововается за руку с каждым из них.

- А где же другой Борис, дипломат? О, я даже не знаю его фамилию...- спрашивает жена посла.

- О, - отвечает Кротков, - наш товарищ Борис Карелин, срочно направлен в загранкомандировку. Он просил принести свои извинения.

- Как. А почему он не позвонил мне?

В разговор вступает Орлов:

- Мадам, у дипломатов свои тайны, не правда ли?

Супруга посла согласно кивает головой. Ну, что же, она думала, кого выбрать из двух Борисов. Провидение решило за неё: это Кротков.

-Господин посол, -обращается к Дежану Кротков, - я вращаюсь в кругах советской богемы. Это писатели, музыканты, артисты. Как говорят у нас - творческая интеллигенция...

Дежан перебивает его:

- О, я разговаривал на этом приёме с самим Хрущёвым. Он любит интеллигенцию. И он демократ. Это не Сталин. У и вас это называется, как это по-русски, - degel...

- Оттепель, - подсказывает Борис.

- Да, - повторяет посол: от-те-пьель... Я буду очень рад, если вы введёте мою жену в круг советской богемы.

- А почему только вашу супругу? Разве Вы, господин посол, не любите балет, музыку и другие виды искусств.

- О, я очень занят делами, но найду время. Простите, к нам направляются новые гости.

Борис пристально смотрит в глаза Мари Клер. Он видит, что она чуть-чуть краснеет. Он дотрагивается до её руки, прощаясь, и внезапно чувствует небольшой электрический разряд. Наверно манжет его нейлоновй рубашки освободился от статического электричества, коснувшись нежной кожи женщины.

Он и Орлов направляются к накрытым столам.

- Это что же, стояком есть и пить? - спрашивает Орлов.

- Это называется - a la fourchette. От слова "вилка". Берёшь вилку и накладываешь в тарелку закуску.

- Фуршет, так фуршет, - говорит Орлов, накладывая в тарелку всё подряд, - а чё икры у них нет.

- Только лягущачья, - отвечает Борис, - и много не пей, ладно.

- А где напитки?

- Вон, видишь, за отдельными столами стоят официанты, и наливают настоящей французское шампанское. Брют. А в бокалах стоит разлитое белое и красное вино. В основном, только сухое.

- А покрепче нет ничего?

- Французы пьют только вино, или коктейли. Но последних я здесь не вижу. Слушай, у нас успех. Дамочка в меня по-уши. И дяденька согласился на встречу с "телигенцией", как говорили в фильме "Чапаев".

- Ну прям, влюблена, - завистливо говорит Орлов, - енто мы исчё поглядим...

Мы опять переносимся в парк.

Кротков, достав сигарету и щёлкнув зажигалкой,  видит, как у Ларисы блестят глаза от его рассказа.

- На первую же встречу с послом я возьму тебя, - заявляет он, - может он заинтересуется тобой.

- Несомненно, - улыбается Лариса, - ведь у меня же приз Каннского кинофестиваля. Я свободно говорю по-французски. А главное, я черотовски красива.

- Ты прекрасна! - Борис целует Ларису.



(Продолжение следует) 

НЕМОГУМОЛЧАТЬ