Хорошенькие дела.

Статьи журналиста Александра Минкина известны всем, кто читает газету или сайт «МК», а также сайт радио «Эхо Москвы». 

Минкин многогранен. Вот сейчас он, например, на страницах «МК» разбирает пушкинского «Евгения Онегина».

Театровед, окончивший ГИТИС, Минкин публикует статью с продолжением под названием «Немой Онегин».

Комментирует гениальное произведение Пушкина, так же как делали это в своё время великий писатель Владимир Набоков и выдающийся литературовед Юрий Лотман. Видимо их лавры не дают покоя журналисту.

Всё очень хорошо и толково написано, но одно его безаппеляционное и грубое суждение насторожило меня. Цитирую.

«...Татьяне 17 лет, и не обращайте внимание на УРОДОВ(или, вернее сказать, - НЕДОУМКОВ), которые соблазняя других недоумков, потратили десятки лет и тонны бумаги, доказывая, что ей 13 лет, а то и 9.»

Грубо и бесцеремонно, но уж таков Минкин. Защищает вымышленную Таню Ларину как родную сестру. Прямо убить готов этих «уродов» и «недоумков».

А вы помните роман в стихах «Евгений Онегин»?

Как в старших классах школы «проходили» этот роман, писали сочинения, подробно разбирали образы героев произведения. Девочки учили наизусть письмо Татьяны к Евгению, а мальчики - эпистолу Онегина к Татьяне. И никто не задумывался о её возрасте.

Потому что основной массе советских школьников, я думаю, приключения шалопая Жени Онегина в 19 веке были не особо интересны, а уж современная молодёжь и вовсе забила на это.

Но в советское время многие знали об одноимённой опере Чайковского, потому что все до единого, гадом буду, смотрели фильм «Музыкальная история» с великим певцом Сергеем Лемешевым в главной роли. В кинокартине работники таксопарка поставили у себя в клубе эту оперу, а главный герой, шофёр такси Костя Говорков(Лемешев), пел Ленского.

Некоторые смотрел советский фильм-оперу «Евгений Онегин», где сестёр Лариных, Ольгу и Татьяну, исполняли молодые и красивые Светлана Немоляева и Ариадна ШенгелАя, «певшие» голосами великих солисток, прим Большого Театра.

Совсем продвинутые наверняка ходили в этот самый Большой Театр и слушали оперу там. В спектаклях роль «девушки» Тани исполняли дородные и возрастные певицы.

И никто не задумывался о возрасте героини, в том числе и я. Но грубиян Минкин заставил меня сделать это.

Признаюсь, что я в восторге от романа, как и ото всего творчества Александра Пушкина. Перечитываю «Онегина» постоянно, наслаждаясь стихами поэта.

А теперь по-порядку, начиная с оперы.

Там сёстры - взрослые девушки. Но опера написана хоть и по мотивам романа, но по либретто брата композитора - Модеста Чайковского. Libretto(итал.-книжечка) — литературная основа большого музыкального сочинения, например, оперы.

В либретто нет характеристик героев, там только динамическое действие, а в романе всё подробно разложено по полочкам.

Оказывается многих исследователей и комментаторов романа мучил вопрос о возрасте Тани Лариной.

Всё ясно, говорили одни, в том числе и Минкин, ссылаясь на письмо Пушкина Вяземскому, где поэт пишет «...о письме женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюблённой.» Короче, Татьяне 17 лет.

Почему же в романе Александр Сергеевич называет её «отроковицей», говорили другие? Отрок(откроковица) — это 7 - 15 лет.

А строчки из 4-й главы: «/ ...Все те же слышать возраженья, // Уничтожать предрассужденья, //Которых не было и нет //У девочки в тринадцать лет!»

Далее я расскажу своими словами. А вы, может быть, если заинтересуетесь, перечитаете роман, и найдёте подтверждающие строки стихов. Как в школе.

Таня Ларина была необычным ребёнком. Она не играла в куклы, не резвилась со сверстницами. Девчушка, научившись французскому языку от гувернёров-французов, которых после войны 1812 года в России было навалом, знала этот язык лучше русского. Читала много французских романов, которые были в библиотеке отца. PapA(фр.) смотрел на это сквозь пальцы.

А романы-то были любовные. Попадалась и эротика. Так что девочка была «подкована».

И здесь можно провести параллель с Пушкиным. В детстве, что документально подтверждается воспоминаниями современников, он был предоставлен самому себе, и проводил целые дни в библиотеке отца, перечитав все книги. Он впитал французскую прозу и поэзию с младых ногтей. Всё переосмыслил в своей голове, и создал современную русскую поэзию. Знал язык великолепно. Недаром его однокашники, учащиеся царско-сельского лицея, дали ему прозвище - «француз».

Однако вернёмся к нашим героям.

Пушкин указал возраст Онегина, который «...Дожив без цели и трудов до 26-ти годов.» Много позже, когда Евгений видит взрослую Татьяну и влюбляется в неё безумно, та ему пеняет, что он отверг «смиренной девочки любовь.» И ещё: «...К моим младенческим мечтам тогда имели вы хоть жалость». Если бы ей было 17 лет, называла бы она свои мечты младенческими, а себя смиренной девочкой.

Зря упрекаете Евгения, Татьяна Дмитриевна. Пожалел вас дяденька. Не захотел воспользоваться вашей неопытностью и невинностью, хотя мог «поиметь» вас прямо на садовой скамейке, как делали его современники с крестьянским девушками, не гнушаясь и «благородными». А вот Онегин не желал прослыть педофилом.

Не оценили вы этот благородный поступок. Об этом и Александр Сергеевич Пушкин напоминает: /Вы согласитесь, мой читатель,//Что очень мило поступил//С печальной Таней наш приятель.»

А вот что писал «неистовый Виссарион» Белинский, комментируя роман: «Русская женщина не девушка в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как НЕВЕСТА. Едва ей исполнится 12 лет, и мать, упрекая её в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня, ведь вы невеста.»

Пушкиновед Юрий Лотман, которого я упомянул выше, также писал, что в брак молодые дворянки в начале 19 века вступали очень рано, в 17-19 лет.

Если бы Тане было бы 17 лет, то Женя наверняка вступил бы с ней в связь, а может даже попросил её руки, что, конечно, маловероятно.

Всё подтверждает, что Таня была мололетка. Отроковица.

В моих изысканиях мне помог сайт «PIKABU” с публикацией «Правда о Татьяне Лариной».

Так что Минкину не следовало называть исследователей недоумками или уродами.

Мне нравились обличительные «Письма к президенту» Минкина, бичующие власть. Они вызывали у меня восхищение. Я всегда поражался его смелости и бесстрашию: надо же, печатает такое, и не боится мЕсти спецслужб.

Прозрение пришло недавно, когда я заглянул в Википедию.

О ужас!

Но не буду ничего сообщать. Если интересно, почитайте сами. Но моё мнение о Минкине изменилось не в лучшую сторону.














НЕМОГУМОЛЧАТЬ