Неделю назад, к счастью, не вся страна "отмечала" очередную годовщину смерти Сталина.

Коммунисты возложили цветы к его бюсту у красной, цвета бычьей крови, кирпичной стены за мавзолеем.

Про "кремлёвского гОрца", как назвал его поэт Мандельштам, было сказано много всего, и я не хочу повторяться.

Отмечу лишь одну деталь, малоизвестную, но на мой взгляд очень интересную для любителей литературы.

Иосиф Виссарионович Сталин(Джугашвили) - генеральный секретарь(генсек) ЦК КПСС, все нити идеологии крепко держал в своих толстых пальцах, несмотря на "сухую" левую руку. Он прекрасно понимал, что с помощью кино, литературы, музыки, живописи можно оболванивать население огромной страны. Подчинять народ своей воле, заставлять верить в коммунистическую идею, а также в любой бред, который возникал в его больной голове.

Поэтому все фильмы, книги, музыкальные произведения и картины художников контролировались им лично, или через его верного пса от идеологии Андрея Жданова.

По личному указанию Сталина созданы были так называемые "творческие союзы", объединяющие писателей, композиторов и художников. Так было легче контролировать, управлять и направлять интеллигенцию.

Но я остановлюсь на писателях.

Только член творческого союза получал право на издание своих книг. И мог больше нигде не работать, получая немыслимые блага.

Среди писателей, пользующихся любовью вождя, был Александр Фадеев. Его Сталин сделал "писательским министром". Фадеев написал очень мало произведений, среди которых его "лебединой песней" была, конечно, "Молодая Гвардия". За этот роман писатель получил Сталинскую премию Первой степени.

В советской школе, в которой я учился, этот роман изучался на уроках литературы. Хотя, на мой взгляд, его надо было бы "проходить" на уроках истории.

Роман нудный и неинтересный. Школьников спасало лишь то, что это произведение было экранизировано и неоднократно показывалось в кино, а затем и по телевизору. Фильм режиссёра Сергея Герасимова вышел удачным. Поэтому ученики могли хотя бы пересказать содержание.

Обычно народ, посмотревший киноверсию, хватался за книгу, начинал читать и перечитывать, но здесь этого не происходило.

Фадеев несколько раз переделывал роман, получая нагоняй от генсека. Первый раз за то, что "молодогвардейцы" занимались борьбой с фашистскими оккупантами самостоятельно, без кураторства коммунистов.То есть, занимались "отсебятиной". Фадеев всё это быстро подправил.

А второй раз, и это просто смешно... А второй раз за то, что у него "хромает" писательское мастерство.

Абсурд? А вот и нет. Тираж книг сотни тысяч экземпляров. Гонорар огромный, позволявший жить Фадееву, как при "коммунизьме". Государство, в лице Сталина, издаёт, печатает, платит. Поэтому вправе потребовать, чтобы и писАл хорошо, как полагается советскому писателю. Конечно, на взгляд Сталина. Поэтому и учил, как надо писАть.

Я узнал об этом из книги Бенедикта Сарнова "Наш советский новояз". Правда, там нет ссылки на источник, но такое бесспорно могло быть. И диалог, немного обработанный мной, оттуда.

Представьте. Сталин с трубкой в руках ходит и даёт ЦУ(ценные указания) Фадееву. Лучше воспроизводить речь вождя с "грузинским акцентом", как, например, пародист Геннадий Фазанов.

Представили? Начали.

Сталин менторским тоном:

 - У вас, товарищ Фадеев, слишком длинные фразы. Народ вас не поймёт. Вы учитЕсь писать, как мы пишем указы. Мы десять раз думаем над тем, как составить короткую фразу. А у вас по десять придаточных предложений в одной фразе.

От трубки товарища Сталина идёт ароматный запах табака папирос "Герцоговина Флор". Шаги его в мягких сапожках, утопающих в ворсистых кремлёвских коврах, не слышны. Но Фадеев запросто представляет, как этот шевровый сапожок может внезапно дать по его писательским зубам.

Но я же не тварь дрожащая, думает писатель, вспоминая своего дореволюционного коллегу Достоевского, и, набравшись храбрости, отвечает:

- Товарищ Сталин. Лев Николаевич Толстой, которого Ленин называл "глыбой" и "матёрым человечищем" тоже писАл длинными предложениями...

Сказал, и пожалел о сказанном. Потому что увидел, как вспыхнули жёлтые рысьи глаза генсека.

Потупил взор, думая о том, как хорошо, что у него под брюками кальсоны, они впитывают небольшое произвольное выделение писательской урины. А вот новая иностранная рубашка, подаренная женой, артисткой МХАТа Ангелиной Степановой после зарубежных гастролей, к сожалению, мокрая, как после ливня.

А Сталин, в свою очередь, удивлён, а может даже восхищён, такой храбростью руководителя Союза писателей СССР, поэтому милостиво пропускает дерзость мимо ушей.

- Мы, - отвечает Сталин. - для вас пантеон ещё не построили, товарищ Фадеев. Подождите, пока народ построит вам пантеон, тогда и собирайте туда ваши придаточные предложения.

Что со мной, думает Фадеев. Нет, водка до добра не доведёт.

При упоминании водки, рот сразу наполняется слюной. Эх, сейчас бы "Столичной" стаканИще гранёный, и всё забыть. Чёрт меня дёрнул ответить. Если даже покойный Бабель, уничтоженный вождём, говорил с трибуны на Первом писательском съезде, что надо "учиться у товарища Сталина работе над словом"...

- Я пойду работать над словом, товарищ Сталин, - выдавливает Фадеев.

Генсек в ответ только машет рукой...

Страшно, ребята? Страшно, не то слово.

Такое раньше могло быть? Не уверен.

Представьте, император Николай Павлович(Николай I) говорит Александру Сергеевичу Пушкину:

- Вот что, камер-юнкер Пушкин. Я тебе говорил, что буду твоим цензором?

- Говорили, государь.

- Тогда слушай. Рифма то в стишке, где есть такие слова: "Россия вспрянет ото сна. И на обломках самовластья напишут ваши имена", не ахти. Исправь, дружок.

- Слушаюсь, - отвечает великий пиит,- исправлю. Прочитал недавно указ, Ваше величество. И верноподданнейше докладываю, - гениально. Я так никогда не сумею...

 Смех за кадром.

В заключение.

У меня в библиотеке две книги романа "Молодая Гвардия". Одна - 1947 года, другая - 1952 года. "Дополненное и переработанное издание".

В первой, масса длинных фраз с придаточными предложениями. Во второй, значительно меньше.

Учёл писатель Фадеев змечания "писателя" Сталина.

Хлопнул водки, и начал править текст.

Краткость - сестра таланта, говаривал писатель Чехов.

Вот и я завершаю.

Пока.



НЕМОГУМОЛЧАТЬ