«Ещё нет девяти часов, а так жарко.» - думал Александр Белов, подходя пыльным июльским утром к четырёхэтажному зданию из серого кирпича, где находился научно-исследовательский институт подземного машиностроения. Сегодня первый день его «практики» в этом учреждении.

После летней экзаменационной сессии, студентов-москвичей, закончивших 4-й курс Московского горного института, направляют на так называемую «конструкторскую» практику. На младших курсах они «практиковались» на заводах, шахтах и рудниках во всех уголках страны. А сейчас приобщались к «кульману», чертёжной доске, установленной на металлическом станке со специальным механизмом.

Две линейки, закреплённые перпендикулярно друг к другу, с помощью этого механизма, можно перемещать по всей площади доски, держась за круглую рукоять особого устройства. А поворачивая эту рукоять влево или вправо, менять угол наклона «перпендикуляров».


На кульман прикреплялся кнопками лист «ватмана», плотной бумаги для выполнения чертежей. Чертежи... Как он их ненавидел. Впрочем, как и технику вообще. Он любил историю. Знал, что Кульман, немецкий инженер, облегчивший жизнь чертёжников и конструкторов. А английский бумагопромышленник Ватман создал специальную бумагу для них...

Но пришлось идти в технический вуз. «Главное - это высшее образование. Диплом,» - как говорит его мать. - А потОм занимайся чем хочешь.»

А вот чем заниматься? Он сам, как и большинство молодых людей, не знали чего хотят, потому что совсем не имели представления о жизни.

Почему он выбрал горный институт? Посоветовали знакомые. Поступить легче, чем куда-либо. Учиться - тоже. Стипендия, или «стипуха», как выражаются господа «скубенты», чуть ли не вдвое выше, чем в других технических вузах. «Горнякам» платят за вредность. И работу всегда найдёшь. В Москве, оказывается, чёртова уйма НИИ такого профиля. В институте есть военная кафедра, так что армия побоку. Выходишь в запас лейтенантом-подрывником.

Закончив, и оттрубив положенный срок по распределению, иди куда душа желает, хоть в театральный, как участник команды-победительницы КВН горного института Миша Фишман. Он, правда, сменил фамилию, и стал Борисовым...

А хочешь, спокойно работай всю жизнь на одном месте, на хлеб с маслом хватит...

Но тут интересные мысли Белова кто-то прервал. Он, открыв входную дверь и заступив левой ногой за порог, был остановлен чьей-то рукой и просьбой «извините». Повернув голову, он увидел такую красивую голубоглазую блондинку с великолепной фигурой, что отскочил назад и широко открыл дверь, пропуская незнакомку. Воспользовавшись этим, в дверь следом за ней прошла маленькая черноволосая женщина в очках с толстыми стёклами. Так что Александр потерял из виду прекрасную незнакомку.

- Опаздываете, молодой человек, - начал выговаривать ему заведующий отделом, в котором он будет проходить практику, худощавый лысый старик с выразительной фамилией Рац. - Можно сказать, ваш первый рабочий день, а вы...

Белов взглянул на часы: пять минут десятого. Но опоздал не только он. Ещё несколько сотрудников появились позже установленного времени.

- Давай твоё направление, - велел Рац, - я завизирую, а ты с трудовой книжкой идёшь в кадры. В коридоре их дверь напротив. И нигде не задерживайся. И не бери пример с наших сотрудников. Сегодня понедельник, все едут с дач, а электрички задерживаются, понятно?

- Так точно! Есть, нигде не задерживаться и не брать пример с сотрудников, - отчеканил Белов.

Повернувшись через левой плечо, как учили на военной кафедре, чуть ли не строевым шагом пошёл к двери.

- А паренёк с юмором, Александр Фёдорович, - услышал он голос за своей спиной.

- Ничего, отзыв о прохождении практики мне писать.

Но этого Александр уже не услышал. Он открыл дверь и вошёл в помещение, где находился отдел кадров. Слева, в маленьком закутке, сидела секретарша, печатавшая на машинке, а в большой комнате за огромным письменным столом помещался маленький седенький старичок в шерстяном, несмотря на жару, тёмном костюме, застёгнутом на все пуговицы. В белой рубашке с узким галстучком непонятного цвета, хотя уже вошли в моду яркие большие галстуки. Он критически посмотрел на Александра, взял протянутые документы, и сказал скрипучим голосом: «садитесь».

- Что за брюки на вас? - через некоторое время спросил он. - Почему жёлтые носки? Почему вишнёвого цвета ботинки на толстой подошве? Вы — стиляга?

Такого вопроса Александр не ожидал, и даже поначалу растерялся. Вольная студенческая жизнь наложила свой отпечаток. Он одевался по последней молодёжной моде. Итальянские джинсы «Супер Райфл», югославские ботинки и голубую рубашку с планкой, накладными карманами и воротником, кончики которого застёгивались на пуговки, подарила ему мать, поздравив с успешной экзаменационной сессией. А жёлтые модные носки он купил в обычном магазине, несказанно удивившись приобретению.

- Стиляги были в пятидесятые годы, пятнадцать лет назад. А сейчас вся молодёжь так одевается, - ответил он после паузы.

- Советская молодёжь не носит эти брюки наших идеологических противников. Как они называются? «Техасы?» Вы комсомолец? Где ваш значок?

Кадровик замолчал. Но тут вмешалась секретарша:

- Фрол Кузьмич, ну что вы к парню пристали. Он к нам на месяц на практику. Пойдём, - обратилась она к Белову, - я тебе что-то скажу. Но сначала поставь подпись.

Расписавшись на приказе, что принят техником с окладом в восемьдесят рублей, что было неплохой прибавкой к стипендии, он вышел в коридор вместе с секретаршей.

- Ты его не слушай, Белов, он замещает на время отпуска нашего кадровика. А так он пенсионер, правда персональный, и имеет право работать три месяца в году на таких должностях. Его бесит современная молодёжь, ну такой он чудак.

Александр вернулся в отдел и опять предстал перед начальством.

- Беркович, Михаил Абрамович, - позвал Рац сотрудника, который, как потом выяснилось, был одним из нескольких главных конструкторов проекта. - Практикант тебе не требуется?

- Требуется, - ответил, сидевший за одним из кульманов толстый старик,- пусть пойдёт в экспедицию. Они зашиваются с разрезкой «синек». Там на неделю ему работы хватит.

- Так, Белов, - начал объяснять Рац, - наш отдел закончил проект. - Кстати, ты знаком с процессом НИОКР?

- В общих чертах, - ответил Александр, зная, что эта аббревиатура обозначает «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы».

- Хорошо, но я тебе расскажу подробности. С рабочих чертежей, выполненных в карандаше, копировщица, наложив кальку, тушью переносит на неё изображение. Затем калька вместе со специальной диазобумагой помещается в светокопировальный аппарат с мощными ртутно-кварцевыми лампами ультрафиолетового излучения. Экспонированная бумага обрабатывается парами аммиака с вытяжных шкафах. И получается несмываемая копия чертежа синего цвета. Эти чертежи и называются «синьками». Затем эти синьки надо разрЕзать, скомпоновать и сброшюровать в отдельные тома с картонными переплётами. Ясно?

- Понятно.

- Вот этой простой операцией - разрезкой синек - ты и будешь заниматься с сегодняшнего дня. Яволь?

- Яволь, Оберст, - подыграл Белов. - Где это находится?

- В подвале. Спускаешься на первый этаж, а там по лестнице вниз. И завтра приходишь туда, и послезавтра, пока не закончишь. Дуй.

В подвале, куда спустился Белов, чувствовался запах нашатыря. «Это здесь,»- решил он. В комнате, за большим столом женщина лет сорока специальным резаком, состоявшим из захвата и двух острых роликов-ножей, отрезала от толстого рулона синей бумаги, листы чертежей.

- Здравствуйте, меня прислали помогать вам. Моё имя - Александр. Я студент на практике.

- Очень хорошо, - улыбнулась женщина, - а я - Валентина Ивановна. Можно просто Валя. Я ведь ещё не старая, правда?

- Да, конечно, вы к тому же красивая.

- Ну это ты мне льстишь. Кто у нас красивая, так это Наташа. Климова, подойди, к нам, помощника прислали.

Дёрнулась занавесочка справа, на которую Александр не обратил внимания. А там оказывается была маленькая комнатка, из которой вышла... та красавица, которую он встретил утром.

«Утренняя красавица» - хорошее название», - подумал он. - Нет. Она похожа на Мишель Мерсье, сыгравшую роль Анжелики в фильме «Анжелика и король. Точно. Анжелика. Так и буду её называть про себя.»

Как же она была хороша... Она была прекрасна... Она была очаровательна...

«Это судьба,» - решил Белов.

(Продолжение следует)











НЕМОГУМОЛЧАТЬ